Архив

Гараж особого назначения

Том пятнадцатый [162]

сентябрь 2016

Издательство: АНО «Руниверс»

ISSN 2306-4978

Страниц: 216 стр.

АННОТАЦИЯ

История Гаража особого назначения — это интереснейший перекресток политических процессов и влияний, технического прогресса и личных судеб. История ГОНа относится одновременно к политической и социальной истории, к истории государственных учреждений, и, конечно, к истории повседневности — со всеми ее увлекательными нюансами и подробностями, со всеми ее драматическими поворотами.

И еще это история человеческих судеб, история людей, в разные периоды и в разных обстоятельствах, — долго ли, коротко ли, — находившихся на вершине государственной власти или около нее. Но не только о малоизвестных моментах их жизни можно будет узнать из публикуемых материалов. Этот номер посвящен еще и тем, кто постоянно находился рядом с ними, кому было доверено не просто возить важных персон на служебных машинах, но и, по большому счету, обеспечивать их безопасность. Они исполняли свой служебный долг и в поездках по стране, и во время зарубежных командировок, доставляя «пассажиров» на работу и на отдых, на международные встречи или на секретные объекты. Они управляли легендарными специальными автомобилями, имеющими свою впечатляющую и увлекательную историческую эволюцию.

История ГОНа в узком учрежденческом смысле относится к советскому периоду, но ответственное дело передвижения первых лиц государства не возникло с установлением Советской власти. Последнего российского императора Николая II уже возили на автомобиле — особом и по-особому. В те времена и сам автомобиль еще оставался диковинным средством передвижения, а звание шофера сразу возносило человека на уровень представителя элитной профессии.

В советский период автомобилей и водителей становилось все больше, но ГОН всегда оставался элитным подразделением — там работали лучшие из лучших, самые надежные, самые ответственные.

В нашем номере опубликованы статьи, освещающие в хронологической последовательности разные периоды истории Гаража особого назначения. И, конечно, нам не уйти от столь привычной в исторической литературе и в учебниках периодизации «по царствованиям» — ГОН Ленинского периода, ГОН эпохи Сталина, ГОН времен Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина. На каждом из этих периодов лежит печать личности и деятельности личности. Это воздействие не было прямым и непосредственным, оно было, скорее, «стилистическим», придавая каждому из периодов свое «настроение», свои особые приметы повседневности, свои нюансы в отношениях начальников и подчиненных. И по совокупности этих признаков сталинский ГОН будет сильно отличаться, — не только технически, но и стилистически, — от ГОНа хрущевского или брежневского. Все эти штрихи и оттенки исторического портрета ГОНа можно найти как в статьях наших авторов, так и в публикуемых беседах с ветеранами ГОНа, с теми водителями, чей профессионализм до сих пор служит образцом для новых поколений их коллег. История Гаража особого назначения — это интересная и важная часть истории нашей страны. Она продолжается и в те часы и дни, когда вы, уважаемый читатель, знакомитесь с нею.

Дополняет номер публикация дневников А.Н. Марея о событиях войны с Японией 1945 г. Они являются интересным историческим источником и помогают глубже постичь историю повседневности советского периода. Редакция давно приняла решение обратить внимание на семейные архивы, и этой публикацией мы открываем новую рубрику — «Мемуары». Еще одна новая рубрика — «Историческая школа» представлена статьей Г.Н. Ланского. Она посвящена известному российскому ученому А.Л. Сидорову и его научной школе.

А.Э. Титков, главный редактор журнала «Исторический вестник»


ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Решение о создании Гаража особого назначения было принято 31 декабря 1920 г., а уже в следующем году проводились организационные мероприятия: утверждение руководства и штатов ГОНа, закрепление за ним необходимой автомобильной техники. Таким образом, 1921 г. считается датой рождения этого уникального подразделения, которое в настоящее время является одним из структурных подразделений Федеральной службы охраны России.

Гараж особого назначения прошел большой и славный путь. Его водители не только обеспечивали быстрое, комфортное передвижение первых лиц нашей страны, но и отвечали за безопасность пассажиров. В полной мере это касалось и высоких иностранных гостей. Именно водители ГОНа встречали героев-челюскинцев, доставляли из аэропорта «Внуково» в Кремль первых советских космонавтов. Наши водители за многие годы исколесили не только всю нашу страну, но и практически все континенты мира, обеспечивая визиты советских и российских лидеров в десятки зарубежных стран. Порой им приходилось работать в тяжелейших климатических условиях, в сложной оперативной обстановке, и всегда эти люди с честью выполняли свой офицерский долг. Именно поэтому Гараж особого назначения, его водители, его машины стали во всем мире не только визитной карточкой ФСО, но и одним из символов российской государственности.

Нельзя не вспомнить и о тех людях, которые ежедневно и ежечасно обеспечивают бесперебойную работу сложной автомобильной техники. Еще в первые годы советской власти, в условиях тотальной экономической блокады молодого советского государства, механики ГОНа делали все возможное и невозможное, чтобы провести необходимый ремонт и организовать надлежащее содержание автомашин, заказать или изготовить самостоятельно недостающие запасные части, и, в конечном счете, обеспечить бесперебойное обслуживание пассажиров. Именно в ГОНе сложилась высокоэффективная практика регламентного обслуживания автомашин, которая позволяет гарантировать необходимый технический уровень транспорта и обеспечить его работоспособность в любых экстремальных ситуациях. Сверкающие хромом и полированным лакокрасочным покрытием машины, будь то на улицах Москвы или в зарубежных поездках, — тоже отличительная черта нашего транспорта. И за всем этим стоит огромный самоотверженный, кропотливый труд сотен и сотен сотрудников ГОНа.

60 лет назад, решением Никиты Сергеевича Хрущева, в 9-м Управлении КГБ при Совмине СССР был учрежден Почетный мотоциклетный эскорт для проведения торжественных церемоний, обеспечения государственных визитов иностранных лидеров в нашу страну. Подобной практики никогда не существовало ни в СССР, ни в дореволюционной России. Фактически, первому составу Почетного эскорта приходилось всему учиться заново: осваивать новую технику, разрабатывать не использовавшиеся ранее приемы вождения. Сегодня Почетный эскорт, входящий в Транспортное управление СХО ФСО России, — непременный атрибут проезда кортежей глав иностранных государств во время их официальных визитов в Россию. Сложилась и еще одна практика: участие Почетного эскорта в официальной церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации.

Особо следует сказать о ветеранах. Их богатейший опыт, знания, формы и методы работы, уникальные обучающие методики используются в ГОНе и Почетном эскорте и сегодня. Мы всегда будем помнить сотрудников, пожертвовавших своей жизнью, выполняя служебный долг. В январе 1969 г., во время атаки террориста на машину, доставлявшую в Кремль космонавтов, был смертельно ранен шофер основной машины Илья Жарков. Тогда же у Боровицкой башни получил тяжелое ранение сотрудник Почетного эскорта Василий Зацепилов. Он направил свой мотоцикл на преступника, перекрыв ему сектор обстрела. И примеров такого героизма много.

Без преувеличения можно сказать, что этот номер журнала стал плодом большой и кропотливой работы. Над номером трудился многочисленный коллектив авторов, каждый из которых внес свой весомый вклад в подготовку материалов. Неоценимую поддержку и помощь на всех этапах подготовки оказывал редакционный совет номера под председательством генерал-лейтенанта В.А. Макарова.

Несомненно, этот выпуск «Исторического вестника» вызовет закономерный интерес и пристальное внимание общественности к этим малоизвестным страницам отечественной истории XX–XXI вв.

С.В. Девятов, доктор исторических наук, профессор, советник директора ФСО


СОДЕРЖАНИЕ

Собственный Его Императорского Величества гараж.

История создания Гаража особого назначения 1920–1924 гг.

Гараж особого назначения в сталинскую эпоху 1924–1953 гг.

Гараж особого назначения в период хрущевской «оттепели» 1954–1964 гг.

Новый этап развития Гаража особого назначения в эпоху Л.И. Брежнева 1964–1982 гг.

Тенденции развития автотранспорта первых лиц государства в последние годы СССР.

История Гаража особого назначения в первое десятилетие Российской Федерации 1991–2000 гг.

Автотранспортное обслуживание государственных лидеров в наше время.

История эволюции автомобилей сопровождения.

Почетный мотоциклетный эскорт ФСО России. Страницы истории 1956–2016 гг.

Воспоминания водителей ГОНа.

МЕМУАРЫ

Семь дней войны с Японией глазами майора медслужбы РККА (08–14.08.1945). А.Н. Марей и его дневники.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Г.Н. Ланской. Аркадий Лаврович Сидоров и его научная школа изучения экономической истории России.

ИСТОРИОГРАФИЯ И НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Я.Н. Рабинович. Рецензия на монографию: Замятин Г.А. Борьба за унию Новгорода со Швецией в 1614 г.

Б.Н. Морозов. Рецензия на книгу: Аксаковы: семейная энциклопедия / под ред. С.М. Каштанова.