Избранное

Собственный Его Императорского Величества гараж

А. Кегресс на Императорском автомобиле перед Екатерининским дворцом в Царском Селе

Автотранспортное обслуживание первых лиц Российского государства берет начало с осени 1905 г., когда Николаем II было принято решение о приобретении первых автомобилей для Двора. Одновременно был определен человек, отвечающий за комплектование Императорского гаража — флигель-адъютант полковник князь Владимир Николаевич Орлов. Первые автомобили появились в Александровском дворце Царского Села в 1906 г. Были приобретены один фаэтон «Делоне-Бельвиль» для Императорской семьи и четыре «Мерседеса» для обслуживания свиты и Дворцового коменданта.

Кроме того, для решения служебных задач был приобретен омнибус фирмы «Бенц» («Benz»). Автомобили были размещены в Царском Селе в здании Конюшенного ведомства, в Петербурге и Петергофе.

Первое двухэтажное здание Императорского гаража в Царском Селе, построенное в стиле английского коттеджа, было возведено в 1906 г. На первом этаже располагались несколько боксов, мастерские для царских автомобилей и подсобные службы. Второй этаж здания был жилым для служащих гаража. Количество императорских автомобилей быстро росло, для их управления и обслуживания естественно требовались квалифицированные водители. С середины 1906 г. в здании гаража начала действовать первая в России автошкола — «Императорская школа шоферов».

Уже через год, к 1907 г., штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга. Им платили весьма приличные деньги и выдавали казенную форму. Министр Императорского двора В.Б. Фредерикс подготовил Николаю II записку по временной организации автомобильной части и 18 февраля 1907 г. зафиксировал на записке устное распоряжение царя: «Высочайше повелено исполнить». Именно этот документ, получивший высочайшее одобрение Николая II, стал точкой отсчета официального существования Собственного Его Императорского Величества гаража, как одного из подразделений Министерства Императорского двора. Во главе гаража руководителем-инспектором был поставлен князь В.Н. Орлов, который лично возил царя, пока не был приглашен в Царское Село водитель, француз по происхождению, Адольф Кегресс.

Первый «Делоне», появившийся в царском гараже в 1906 г., был трипль-фаэтон — открытый экипаж с тремя рядами сидений. А спустя еще два года французы порадовали российского императора моделью, названной в его честь. Специально для российского императора французская фирма «Delaunay-Belleville» в 1908 г. изготовила ландоле, а в 1909 г. лимузин, которые остались в истории под названием «SMT». Эта аббревиатура расшифровывается как «Sa Majestele Tsar» («Его Величество Царь»). Причем «SMT» — это не официальное обозначение модели, а скорее имя собственное.

По-русски название марки произносилось с ударением на последнем слоге в обоих словах, а при написании второе слово часто отбрасывали. «Чудо современной автомобильной техники, и большего от конструкторов его уже требовать невозможно», — восхищался в 1910 г. московский журнал «Автомобилист» в статье об одном из этих автомобилей. Царскими «Делоне» управляли, как правило, только два человека — лично князь Орлов или Адольф Кегресс, ставший основным водителем императора.

К концу 1910 г. в гараже было 22 автомобиля («Делоне-Бельвиль» — 5 ед., «Мерседес» — 6 ед., «Лесснер» — 1 ед., «Панхар и Левассор» — 1 ед., «Серекс» — 1 ед., Балтийского завода — 1 ед., «Даймлер» — 1 ед., поезд «Ренар» — 1 ед., платформа «Даймлер» — 1 ед., платформа «Дитрих» — 2 ед., «Бенц» — 1 ед., автобус с прицепной платформой — 1 ед.). В 1910–1911 гг. был построен гараж в «Черном» дворике Зимнего дворца в районе расположения дворцовых кухонь. В 1911–1912 гг. приобретено еще 14 современных автомобилей различного класса. К началу 1917 г. в Императорском гараже находилось уже 56 автомобилей, из них 9 императорских, 19 свитских, 2 санитарных, 3 омнибуса, 10 грузовых, 3 фельдъегерских, 4 частных, 6 автомобилей военного ведомства. В штате гаража числилось 30 шоферов.

После Февральской революции 1917 г. все имущество императорской фамилии перешло в распоряжение Временного правительства, в том числе и Собственный Его Императорского Величества гараж. Вначале он именовался «бывшим Императорским гаражом». Местом его расположения стали обширные помещения по адресу: г. Петроград, Конюшенная площадь, дом 2. При новых хозяевах не изменилось назначение гаража, его главной задачей по-прежнему оставалось транспортное обслуживание первых лиц государства.

Их число существенно расширилось и колебалось от 40 до 50 человек, прежде всего это были министры Временного правительства и многочисленные делегации, прибывавшие в Петроград. Руководство деятельностью бывшего Императорского гаража осуществлял Объединенный транспортный отдел, а позднее — Автомобильный отдел при Временном правительстве. Деятельность гаража непосредственно контролировал Комиссар Временного правительства над бывшим Министерством Императорского двора. 4 октября 1917 г. Временное правительство официально переименовало бывшую Придворную Конюшенную часть и бывший Собственный Его Императорского Величества гараж в Автомобильную и Конюшенную базу Временного правительства.

Накануне новых революционных событий начал формироваться Автомобильный отдел Военно-революционного комитета при Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов. Руководство Автобазы стало подчиняться члену Центрального Всероссийского союза шоферов и автомехаников А.Д. Садовскому. В дни Октябрьской революции 1917 г. он совместно с А.Ф. Крулевым организовал захват Автобазы, взяв ее под контроль Смольного.